Во-первых, начнем с того, что мужчин-фантастов я практически не читаю, а если и обращаю своё внимание на них, то в исключительном случае, если тема актуальна и настолько интересна, что способна вытянуть все минусы мужского письма: постоянные драки и махания мечами по поводу и чаще без, кровавые подробности ради кровавых подробностей, откровенную пошлость или же безумное занудство и философствование на Божественные темы. Впрочем, из русскоязычных авторов с этим не справился никто.
Хотя, стоит заметить, дорогие соотечественницы тоже далеко не ушли.
Чаще всего среди нашего русского фэнтези встречается прямая калька с работ уже прославившихся иностранцев, а-ля Емец со своей «Таней Гроттер». И таких на деле много, да практически все. Такое ощущение, что если рассказать о Великой Войне не эльфов с гномами, а Змея Горыныча и Кощея Бессмертного, то это совершенно другая история и другая война, и если вместо уродливого монстра, неясной наружности, вылезла Кикимора болотная, значит, это точно что-то новое и гениальное.
С другой стороны, всем известно, что сюжетов на самом деле не так уж и много и чего придираться к мелочам? Но на самом деле, всё и погрязло в этих мелочах. Не могут наши русские люди передать «славянский дух», хотя и бывают достойные попытки, типа «Волкодава» (хоть что-то, но и то не фонтан). Вот смотришь аниме и мангу их читаешь и чувствуешь чисто азиатскую особенность. Она проглядывает везде – в манере общения, в отношении к страшим и младшим, в логике поступков, во внутреннем мире ( не свойственные нашему менталитету проблемы) и веришь… Вот в них веришь, веришь даже в тупые американские картонки больше, чем в наши перерисованные на коней и богатырей ослов и Шрэков. Грустно это как-то, словно русская народная сказка умерла вместе с Пушкиным и Чуковским.
Теперь во-вторых. Главной причиной, да что там, просто причинищей, являются Мэри-сьюшных героини.
Навскидку, возьмем хоть Вольху Редную из так полюбившегося многим (но не мне) сериала «Профессия ведьма». И что мы видим? Сумасбродную, дерзкую девицу, которая точно знает, как спасти мир, ведь для этого у неё есть магический дар и совершенно бредовые идеи. Ну, и конечно, только она может влюбить в себя любого, хоть вампира, хоть тролля. Ну и чем в таком случае Вольха отличается от Мэри?
Такие, и даже похуже ждут нас в произведениях Никитиной, Виноградовой, Малиновской и особенно у Звездной и Кузьминой.
Впрочем, изредка можно нарваться и не на столь очевидных Мэри-Сью, но это всё равно избранницы Богов/Магов/Великой Судьбы/Кого-нибудь ещё.
Или самое худшее направление современного русского фэнтези – попаданцы. Примитивный юмор и шаблон на шаблоне.
Среди всего этого великолепия встречаются заслуженные авторы, типа Веры Камши, но на мой вкус она слишком занудна и не особо оригинальна, чтобы захватить (сиё чистое ИМХО)
Из тех не многих, кто прошёл порог 50 страниц, могу назвать Юлию Остапенко – автор крайне неожиданный и весьма на любителя, причем одного произведения (любого), вполне достаточно, чтобы согласиться с её талантом, однако читать больше как-то не хочется (может, нужен перерыв побольше). В целом, госпожа Остапенко пишет очень глубоко и оригинально, ей хорошо удаются завязки и большую часть книги интрига способна удержать внимание, правда концовки часто разочаровывают, но это не сильно портит впечатление.
Отдельно хочется отметить Анну Коростелеву и, безусловно, её «Школу в Кармартене» - невероятно качественный стиль, ни одного слова не на своём месте, гениальные находки, великолепно прописанные персонажи. «Школа» удивительная книга, пожалуй, единственная в своем роде, которую нельзя проглатывать, а надо смаковать – медленно и чинно, только тогда она начинает играть красками, в противном случае, читатель рискует ничего не понять. Совершенно не шаблонная. Обязательна к прочтению всех любителей фэнтези.