Как ни посмотри, но господин Мартин по всем пунктам явно не мой автор: начиная с того, что он мужчина, и заканчивая тем, что его произведение изобилует худшими элементами чисто мужского письма. Я даже не отрицаю того факта, что обратилась к этому довольно популярному романисту только после знакомства с сериалом, который, забегая вперед, оказался несколько лучше книги, во всяком случае, первый сезон.

Впрочем, в последнее время, я всё больше убеждаюсь в необходимости сначала посмотреть экранизацию и только затем садиться за книгу. Почему? Чтобы избежать лишних разочарований: как правило, сцены, которые мне очень нравятся и кажутся самыми интересными на экране выглядят скомканными, а порой и вовсе отсутствуют. Так было с "Гарри Поттером". Признаюсь честно, я взяла книгу только после выхода второго фильма, и лишь потому, что эти два фильма мне действительно понравились. И что в итоге, я, естественно, прочитала весь на тот момент ещё недописанный цикл, и как следствие все последующие части мне нравились всё меньше. О последней вообще умолчу, ибо и фильм и книга стали самым серьезным литературным разочарованием за десятилетия моего знакомства с Поттерианой.

Теперь очередь за Мартиным, который разочаровывает пока по мелочам. Так первый сезон был на высоте, впрочем, второй порадовал не меньше, а вот с третьим вышла некая неувязочка. То ли снимать стали не так качественно, то ли в линиях многочисленных героев запутались, но впечатление какое-то сумбурное. Есть, конечно, гениальные моменты, но именно что моменты. Общая картина никак не складывается, а прямо-таки рассыпается на глазах. Все эти куски, куски. Понимаю, формат сериала, но нельзя же доходить до такой степени (или это у меня одной возникло такое впечатление?). Но, единственное, что не отнять у сериала, так это его близость к книге. И то, что за процессом экранизации бдительно следит сам автор, немного успокаивает, ведь это означает, что как бы не менялись детали, самого главного он не упустит.

Хочется так же отметить хороший актерский состав - Питер Динклэйдж неподражаем! Шон Бин, Лена Хиди, Гарри Ллойд, Джейсон Мамоа, Эйдан Гиллен, Николай Костер-Вальдау, Натали Дормер (восхитительная и неподражаемая Анна Болейн!) - весьма органично влились в историческую атмосферу, равно как и исполнители детских ролей: Сансы, Арьи и Брана. Удивительными бывают и второстепенные персонажи, типа Якена Хгара и Лораса Тирелла. Очень приятно видеть на экране не отгламуренных красавиц, а обычные лица. Это прямо-таки вызывает доверие.

Обилию эротики, как в книге, так и в сериале, лично я перестала предавать значение, в конце концов, я всегда могу пролистать/прокрутить, раз мне это неинтересно. Чувствуется, по Фрейду эту книгу лучше даже и не анализировать, а то получится ещё стремнее, чем с Гарри Поттером.

Говоря о книге, стоит заметить, что стиль, безусловно, хорош, но обилие подробностей, особенно дополнительных сюжетных ходов явно перегружают итак насыщенный информацией роман. Вторую часть я ещё честно читала, но на третьей сдалась и принялась пролистовать. Пир и Танец вообще летели, причем если в третьей я пролистовала только малоинтересные сцены второстепенных персонажей, ну и чернуху всякую, то здесь из-за неспешности и явной медлительности действий в топку попали даже прежде любимые Джон и Дэни. Лидерство моего интереса по-прежнему удерживают Бран, Арья и Тирион. Из новых внимания заслужила разве что Бриенна, но, если совсем честно, мне она понравилась как персонаж, что до её приключений - они отличаются изрядной долей занудства.

М-да, "Песнь Льда и Пламени" чисто мужская книга, и как следствие:
1. невероятно занудна - проявляется в неспешности действий, лишних подробностях и уточнениях, множестве посредственных (лишних) героев;
2. чрезмерно агрессивна - проявляется в невероятных подробностях всех травм и мучений жертв (особенно мерзок Рамси Болтон). Что ж, войны, конечно, не бывает без крови, но читать как-то об этой крови приятного мало, хотя кому как.
3. перенасыщена постельными сценами, причем отнюдь не романтическими - проявляется на протяжении всего повествования, и почти на всех героях (хорошо хоть детей пока не трогает). Красной нитью ведётся тема доступных женщин (шлюх), и не обошлось даже без однополой любви, впрочем, этот момент можно назвать даже пикантным на фоне постоянно присутствующей женской обнаженки.

Вдобавок, господин Мартин не побрезговал воспользоваться и шаблонами типа:
1. Противостояние Льда и Пламени, неких Иных и, думается, что драконов. Искренне надеюсь, что эта тема не свалится в стандартную борьбу добра со злом, хотя предпосылки уже есть. Вроде как Иные - ледяные человечки - отождествляют темную силу, но то что к ним прибыл Бран как-то обнадеживает.
2. Волшебство исчезло из мира, но некие артефакты всё ещё доступны избранным - именно благодаря этому Дени достаются яйца драконов, у Станниса вроде как огненный меч, и очень смущает валлирийская сталь клинков у отдельных кланов (как следствие ещё и имеющих название).
3. Вороньё - вроде бы и понятно и даже эффектно, но уже так приелось.
4. Борьба с рабством, или я хочу быть очень хорошей - не знаю, с чего вдруг образ Дени стал сворачиваться к Мэри-Сью, но до добра это точно не доведёт.
И это только из самого очевидного и раздражающего!

Отдельное внимание стоит уделить вообще отношению Мартина к своим героям, для этого достаточно посмотреть этот видео обзор от Красного Циника: www.youtube.com/watch?v=UDmeOAS5D-0
Хотя, стоит заметить, принцип Мартина - весьма благоприятный маркетинговый ход, если вы желаете написать нечто коммерчески успешное.

И пожалуй о главном достоинстве романа и сериала, которому оказалось под силу вытащить все косяки и негативные стороны "ПЛиО" - ИГРА! Игра невероятно хороша тем, что порой кажется что ты уже наверняка знаешь, чем закончится эта история и тут бац... и всё обрывается и меняется в настолько неожиданном направлении что ты ещё долго находишься в некоем недоумении - как же так! Неизвестность будущего, новые повороты и совершенно непредсказуемые смены акцентов, да и самих героев делают честь господину Мартину и его эпопеи!
Пожалуй, после смерти Неда и Робба Старка уже ни в чём нельзя быть уверенным, но во всяком случае, есть герои за которых почему-то не волнуешься (надеюсь, интуиция меня не подведет) - Дени и Тирион. Остальные остаются под прицелом...