Если что и удаётся в кинематографе сейчас американцам, так это сериалы, причём сериалы на острые социальные темы. Тонкие, ироничные, местами даже циничные, немного морализаторские, так как всё равно пропагандируют американскую мечту, но это сильно их не портит. Во всяком случае, это никак не испортило сериал с броским названием "Пощечина". Сюжет выстроен почти гениально и разворачивается подобно игре камешков в калейдоскопе от серии к серии. Всего одна пощечина, словно щелчок в горах, вызвала лавину и почти снесла всех персонажей, лишь потому, что американское, да и наше общество, так привыкло во всём искать правых и виноватых. А, как показывает практика, и финал сериала в этом отношении меня приятно удивил, в любом конфликте виноваты все участники конфликта.
Не знаю, рассчитывали ли на такой эффект сценаристы, но я невольно обратила внимание на похожесть имен в разных сторонах конфликта: Гарри Апостоло и Гэрри Эштон. Несмотря на явное различие у этих персонажей взглядов для жизнь, которое и у них самих вызывало открытое неприятие друг друга и довольно жаркие диспуты, они удивительным образом похожи. Похожи по своей сути, по своим стремлениям. Гарри Апостоло — горячий грек, сколотивший себе неплохое состояние на продаже подержанных ретромашин, не умеет держать себя в руках и мгновенно выходит из себя. Рядом с таким и спичку подносить не надо, чтобы начать пожар. Он сам, как пожар. Хотя в душе совсем неплохой и даже добрый малый. Просто уж очень гордый. В противовес ему Гэрри Эштон — человек искусства, он немного мягче, пассивнее и есть в нём что-то от хиппи - свободолюбивое и вседозволенное. И у такого немного аморфного Гэрри весьма недалёкая жена и почти неуправляемый сын — Хьюго. Сын, которого разбаловали до такого состояния, что конфликт с ним был просто неизбежен, не на этой вечеринке, так на другой, или в школе, на детской площадке. Хьюго не умеет играть с другими детьми, довольно агрессивен и даже опасен. Пятилетний малыш размахивал бейсбольной битой и запросто мог навредить другим детям, но тогда бы мягкотелая ТП Рози - его мамаша и тому же Гэрри пришлось бы ой, как не сладко, но в дело вовремя, но по американским канонам - совсем не вовремя - вмешался тот самый быстро вспыхивающий Гарри. В отличие от уже порядком выпившего Гэрри, который смотрел на разгорающееся буйство ребёнка с удивительным попустительством, Гарри тут же вскочил на защиту находившего в опасности своего ребёнка. Он тотчас подскочил к одуревшему Хьюго, отобрал у него биту, разумеется уже повысив голос, но когда малыш пнул его, не удержался и вмазал пощечину. И понеслась... Кто виноват? Гарри за то, что не умеет держать себя в руках - подумать только он ударил ребёнка! Вот она, ювенальная юстиция в действии, с принципом детей бить нельзя. С чем лично я согласна довольно условно, так как из памяти не выходит Макаренко и его "пощёчина", которая переломила всю ситуацию, да и жизнь порой требует - удара, несильного, достаточно даже щелчка, чтобы в голове ребёнка сразу же всё стало на место. К сожалению, эффект пощёчины на Хьюго не сработал, но только благодаря его родителям, которые моментально начали жалеть кровинушку. За что? За то, что кто-то, пусть и довольно жестко показал ему, что так себя вести нельзя! И это абсурд не только американского общества, это проблема таких вот недородителей, как Гэрри и Рози. Эдакая искаженная родительская любовь, которые, как верно заметил дедуля Ману - ещё сами дети.
Вообще, образ Рози (для Гэрри у меня хотя бы объяснения нашлись — всё-таки он и семью содержит, и рисует, — отсюда и выпивка, некая оторванность от реальности и не включение в домашние дела) был передан с потрясающей точностью и бесил меня до безумия. Мамаша в духе ТП-овуляшка, со всеми вытекающими отягчающими обстоятельствами. Рози запросто может выпить на вечеринке и это при том, что она кормит грудью (привет Лизе Аррен) своего 5-него ребёнка. Мальчику, конечно же, всё позволяется, а мама может только любить своего малыша, а точнее играться с ним в очень хорошую маму, но, разумеется, не воспитывать. И она не понимает, искренне не понимает, в чём же виноват её Хьюго — он ведь просто играл! Но, когда дело начинает закручиваться, она (всё-таки рак мозга ещё неполный) очень волнуется из-за встречи своего ребёнка с психологом. Чувствует, что что-то не так, но продолжает закрывать на это глаза и ничего не меняет в отношении сына. Полная безнаказанность для Хьюго идёт красной нитью через весь сериал. Как и фразочки Рози, адресованные к тому времени ещё бездетной Анук - "Вот будут свои дети, тогда поймёшь". Но Анук, судя по своей семейной драме, никогда этого не поймёт, потому как Рози, чтобы кто ни говорил - действительно плохая мать. Она сестричка, подружка, кто угодно, но не мать. Иногда мне даже кажется, что такие мамашки и детей-то своих на самом деле не любят, они вообще только себя любят, а ребёнок - это просто повод для гордости "Я ж родила!" Искренне надеюсь, что страх перед соц-работником хоть что-то изменил в её отношении, но финал сериала меня не убедил.
Впрочем, накинувшись на образ Рози, я вовсе не оправдываю психоз Гарри. Тот и сына пытается жестокости научить, правда тот, чисто из-за особенностей характера, с возложенной миссией не справляется. И избиение жены — не делает его в моих глазах альфо-самцом предводителем стаи. Дикость есть дикость, и Сэнди, его жена, явно имеет наклонности к мазохизму, раз всё своему мужу прощает.
Суть конфликта, казалось бы, должна вращаться вокруг именно этих антагонистов, но на деле оказывается куда как глубже. И семья Гектора, на чьей вечеринке всё и произошло, для меня не стала буфером, а показала всю ту же бесконечную усталость от жизни и то, как внешне хорошая картинка, внутри оказывает с гнильцой. Гектор засматривается на молоденькую нянечку свои детишек, его жена Аиша, в прежние времена погулявшая на славу, тоже на пределе. Замотанная, замученная, она почти ничего не успевает, а вырвавшись из бесконечной беготни, чуть было не переспала со своим бывшим. Никак не могу назвать всё показанное семейной идиллией: вечера с детьми были редкостью и, как правило, по особым случаям, на друг друга у мужа и жены тоже не оставалось ни сил, ни времени. А ещё Гектор так и не получил своё повышение. Впрочем, у Гектора тоже беда по имени "хочу быть хорошим". Зато его батя меня порадовал. Очень милый дедулька. Да и в целом линия американских стариков была показана с удивительной циничностью - никому-то они не нужны. Совсем никому. Внуков на них не сажают, от дел они уже отошли, а детям они явно в тягость. Жуткая старость, если честно.
И суд. Любовь американцев к судам заслуживает бесконечного фейспама. Весь конфликт мог решится ещё в первой серии, но... растянулся на восемь и изрядно потрепал жизни всех участников злосчастной вечеринки. Особенно мальчишке-фотографу досталось - как по мне, с ним сценаристы слегка переборщили, да и линия Конни была немного неуклюжей. Но, возможно, меня просто не тронули их проблемы, тогда как кризис более старшего поколения отозвался чем-то близким, понятным.
И отдельное удовольствие получила от Умы Турман. Мне она вообще как-то больше стала нравится в возрасте. С этими морщинками и задумчивостью в глазах. Казалось бы её роль к конфликту имеет наименьшее отношение, но она стала отличным противовесом ТПэшки Рози. Умная, сверхответсвенная женщина, которая и на аборт-то хотела пойти, боясь, что не справится с материнством. Впрочем, с её работой - сценариста - есть шанс, что она вскоре превратится в Аишу, и жизнь, по сути, будет так же проходить мимо неё.
Подводя итог, скажу только одно — сериал приятно порадовал, заставил задуматься и пожалеть о том, что на такие темы почему-то так мало хорошей современной литературы((