Внезапно за это лето я, помимо адской писанины, прикончила целую трёхтомную сагу Робин Хобб. Вот только в этот раз я читала не ради удовольствия, а с позиции «как это сделано». Всё-таки иногда надо отталкиваться не от вызывающих кровавые слёзы популярного недофэнтези соотечественниц, а брать пример с настоящих признанных мастеров. У меня есть сильное подозрение, что всё более разрастающийся объём моих глав плавно вытекает из этого самого анализа. Но, прежде чем делать какие-то выводы, напишу об общем впечатлении.
В целом, это было намного лучше, чем ожидалось, исходя из отзывов и того, что я-таки не дочитала первую сагу и сразу ломанулась в третью))) Меня даже стал чуть меньше бесить Фитц. Впрочем, меня терзают смутные сомнения, что интерес к Фитцу возник из-за близости по возрасту. Когда читаешь о своём ровеснике, у которого ещё порой совпадает жизненные позиции по некоторым вопросам, невольно больше проникаешься и в личность, и в сюжет.
Итак, Фитц давно не мальчик и не бодрый юноша, и тело у него не в лучшей форме (да чудо вообще, что хоть в такой для воскресшего-то!), он искренне считает себя уже заплесневелым стариком, что лично у меня вызывало смех. Так и хотелось вздёрнуть этого нытика, и сказать — да ты что? Какой старик! Я вот девочкой до сих пор себя считаю, в твои-то годы))) Но Фитц на то и Фитц, без страданий не может. Умиротворённая жизнь, наполненная огородными делами и цыплятами, вызывала улыбку с пометкой «жиза». Как и нежелание опять встревать в какие-то интриги двора, с которых всё-то и началось, потому что в размеренную жизнь Фитца врываются один за одним призраки прошлого. И тут нельзя не упомянуть, что экспозиция первого тома затянута неимоверно. Буквально с первых страниц становится понятно, что ГГ вернётся в Олений замок, но потребовалось ещё 220 страниц, составляющих 10 глав, прежде чем невероятно тяжёлый на подъём любитель покормить цыплят Фитц таки сдвинулся с места. С другой стороны, я не могу сказать, что вот всё в этих главах было лишним, хотя, признаюсь, что персонаж Джинны по прочтению всего цикла реально показался ненужным. Вполне можно было обойтись и без него. Кроме пары сомнительных амулетов и забавного кота, она мало что привнесла в сюжет. Так же первый том был пресыщен около политическими и политическими проблемами Полукровок, которые изрядно напрягали. По сути, сам сюжет начался с главы 15 (это уже третья сотня страниц), и вот там уже было довольно увлекательно. Так как появилась и интрига, и персонажи перестали топтаться на месте. Немного погонь, драк, магии, всё это приправлено довольно предсказуемой лёгкой детективной линией (всё-таки похищение принца) понемногу начало захватывать. Изюминкой романа, безусловно, был Ночной Волк. Его ироничные реплики навечно останутся в моём сердце. Так же соглашусь с мнением большинства комментаторов, по сути, первый том сильно растянутая повесть, которая, скорее, потеряла от распухания. А вот трагедия в конце немного недотянула. По мне так лучше волк погиб в бою, чем как так, уже после.
Однако если у первого тома была хоть какая-то структура, вторая часть оказалась очень неоднородной. С одной стороны вполне логичная линия с нарческой, что-то менее внятное с отношениями между главными героями и уроками, и совсем туго второе пришествие Полукровок, хотя потом в третьем томе оно немного подраскрасится. Большая часть романа ушла, как всегда, на нытьё Фитца, про то, как он не желал никого учить. Сначала принца, потом Олуха, потом Чейда, потом свою дочь (которая удостоится этой чести только в конце 3 тома, а до этого времени, Фитц будет компостировать всем мозги своим нежеланием делать очевидные и нужные вещи). Завоеванию Олуха посвящено едва ли не треть романа, и это ахтунг, потому что Фитц поразительно некоммуникабельный. Вообще из второго тома я запомнила только два момента: пронзительную сцену ссору с Шутом (накал чувств и то, как подобраны слова, для меня — безусловный шедевр) и то, что Фитца опять чуть не прикончили (ну да, никогда не было, и вот опять). К слову, именно в этой части начали появляться и первые рояли. Супер исцеление Фитца меня напрягло своей нелепостью. Просто автор на протяжении 5 книг методично калечила беднягу, чтобы потом за несколько абзацев его от всего излечить. Как-то это Марти-Сью попахивает.
Но, как говорится, это было только начало. Настоящие рояли подъехали в третьей части. Кстати, я вообще заметила, что у Хобб последние книги саг оказываются немного …неестественными. Эта не стала исключением. И здесь внезапно! стал ухудшаться стиль (уж не знаю, чья тут вина, самого автора или всё-таки переводчиков), но яркий художественный язык, который тёк подобно горному ручейку, услаждая меня своими переливами, вдруг начал стопориться о неуклюжие фразы. И ровно такие же неуклюжие подпорки стал получать и сюжет. С одной стороны линия нарчески развивалась очень неплохо, но глав.злодейка получилась всё-таки немного примитивной. А уж драконы… еле проснулся, едва живой, перекусил помершим людом, тут же подрался с каменной глыбой и вперёд размножатся. Лучшие создания в природе, что уж. Воскрешение Шута — это вообще песня. Из разряда он должен его оживить, ну потому что должен.
Признаться, сама тема с Белыми Пророками и Изменяющими стара, как мир, и изрядно поднадоела. Но некоторые оттенки в ней всё-таки привлекали внимание. Например, идея Чёрного человека очень неплоха, хотя реализована немного коряво (я вот так и не поняла, он почернел из-за поражения или победы, потому что вначале он говорит, что проиграл, а потом получается, что Шут темнеет, но он-то выиграл!). Конец вызвал бесконечный фэйспалм. И из-за сюжетной смерти Баррича, тут же белыми нитками шито для чего это делается, ведь Фитца же надо вернуть в лоно семьи. И пущай он воспитывает сыновей своего наставника, что тут такого. Вообще, как я заметила, у Хобб есть какой-то личный кинк на вот такие отношения. То она милого Уинтроу отдаёт в лапы бывшей проститутки, у которой сын от пирата, то бедного Невара женит на женщине с тремя детьми и тоже сомнительным прошлым, теперь Фитц дожил до той же сомнительной участи. Пусть у него от Молли и старший ребёнок, и часть сыновей уже взрослые и разъехались кто куда, счастье вышло какое-то сомнительное.
Ну и о Шуте. Не понимаю причину всеобщего восхищения этим персонажем. Мне лично он не нравился ни в виде Шута, ни как Янтарь, ни тем более, как лорд Голден. Последнее воплощение вообще крайне эгоистичное и кичливое, меня, скорее, раздражало, чем привлекало. Конечно, любовь Шута меня интриговала до поры до времени, но катарсиса так и не вызвала. Потому что для настоящей дружбы она была исковеркана недвусмысленными намёками, а в любовь так и не превратилась. Хотя лично я была бы и не против, тем более, что у автора уже темы нетрадиционной ориентации поднимались неоднократно.
Что в итоге? Много лишнего, есть неуклюжие моменты, как всегда отдаёт занудством, но, чёрт побери, это лучшее из того, что сейчас можно найти в данном жанре. Правда, лучшее, потому что хотя бы не такой степени тупо, а местами захватывает на все 100%. В общем, книги Хобб подходят к концу, мне осталось познакомится только с ещё одной сагой