На самом деле писать без шаблонов не способен никто, ведь под шаблоном понимается нечто «устоявшееся», доступное каждому. Стоит попробовать оборвать эти связи, столь привычные людям, как писатель рискует быть не понятым.

Истинная беда шаблонов начинается тогда, когда их принимаются штамповать во вселенских масштабах. Среди бесчисленных информационных ресурсов, можно отыскать не один список с этими самыми «шаблонами», причем, если по ним проверить любую книгу, ставшую популярной выходит, что она состоит из этих самых шаблонов. И возникает дилемма: почему шаблон это плохо, когда шаблоны всем нравятся?

На данном жизненном этапе, разрешить эту дилемму я не в состоянии, но всё же приведу ряд шаблонов, при встрече с которыми я моментально закрываю книгу (или даже не дочитываю аннотацию), мангу или мультфильм.

Начну с любимого мною аниме.

1 место среди шаблонов занимает безумная любовь японских аниматоров к теме гаремов, причем, как столь распространенных женских, так и менее развитых, мужских. После пятого гаремника, всерьез начинаешь беспокоиться о демографии в Японии. Складывается ощущение, что там дико не хватает представителей в основном мужского (гораздо реже женского) пола. Может, это увлечение яоем так повлияло? Няшные девахи окружают альфа-самца и делают за него практически всё, уж во всяком случае, без заботы и внимания тот не остаётся точно, но самое печальное в этом, что в большинстве случаев уже с первой серии можно предсказать, кого же «султан» назначит «любимой женой».

2 место завоевали избранники многочисленных азиатских Богов. Такое ощущение, что каждый второй японский школьник просто обязан приглянуться кому-то божественному, чтобы слегка разнообразить скучную жизнь всемогущего.

3 место достается бесчисленным ранобэ о жизни японских школьниц. Достаточно было ознакомится с «Адзамунго Дайо», чтобы в последствии избегать это зверя за девять верст. Повседневная жизнь девочек со набором первой необходимости: спортивным фестивалем, фейерверками, летней поездкой на море, кошечками, приправленная глупыми житейскими ситуациями удовольствие, прямо скажем, аховое.

4 место присуждается боевому жанру, а-ля Наруто и иже с ним. Виртуозное владение клинками, роботами или кораблями, без разницы. Сериалы про постоянные стычки одних героев с другими, с целью проявления большей крутости главных героев. Тут, конечно, очень много по законам жанра, но столь низкая позиция шаблона, связана с тем, что среди откровенной шелухи, здесь можно отыскать вполне приличные вещи.

Несмотря на близость аниме с мангой, впечатление о последней совсем иное:

1 место за предсказуемостью сюжета. В классическом сёдзе, также как и в яоей порой хватает и пары страниц, чтобы предугадать дальнейшее развитие. Хрестоматийные пары, типа «принц и дурочка», «хулиган и умница», «друзья детства», «бисексуал-семе и латентный «я же не гей» уке» откровенно вызывают тошноту, если в сюжете, кроме этого больше ничего и нет.

2 местом награждается излишняя затянутость и многочисленные пояснения. Сим грешат даже шедевры, вроде «Не сдавайся» и «Мобильной маргаритки». Ничего не губит сюжет так, как растянутость и постоянное обломинго. Жевачка имеет тенденцию очень быстро приедаться.

3 место отнесу к неудачной рисовке. Порой неудачная рисовка способна убить вполне приличный сюжет. Уродливые мордашки отталкивают с самых первых страниц. Ещё одной бедой рисовки являются однотипные персонажи, в которых постоянно путаешься.

И самое обширное негодование, как ни странно, вызывают книги моего любимого фэнтези:

1. Безусловный лидер идея Борьбы Добра со Злом, Света с Тьмой. Некогда любимая мною Андре Нортон, явно злоупотреблявшая этой тематикой, в одной из книг решила не запариваться над врагом и просто «пробудила древнее мировое зло», с тех самых пор серьезно воспринимать вот это вот «пробуждение», я уже не могу. Собственно, читать об этом тоже, хотя тут многое зависит от мастерства писателя. Здесь главное, чтобы не было картонных героев, типа хороший парень и плохой парень, которого хороший парень, конечно же, замочит, и всем будем счастье.

2. Ещё один фаворит – избранный герой. Нет ничего хуже, чем внеочередное появление марти или мэри-сью, которые для проформы ещё и сопротивляются вначале (делают большие глаза – типа я ли, не я ли в одеяле), а потом с помощью какого-нибудь особого артефакта или верных/новых друзей или просто госпожи удачи таки справляются с возложенной миссией, становясь при этом ещё героичнее и пафоснее.

3. Очередь за страшным зверем по имени «Пророчество». Чаще всего пророчеством выбирается «Избранный», но порой им объясняются «Армагеддоны» и «Вечно просыпающееся Зло». Благодаря этой безыскусной детали, сюжет напрочь теряет всю интригу.

4. Следующим становится «квест ради квеста». Частенько бывает такое, читаешь себе, вроде и ничего так, а потом раз и ГГ потянуло куда-то налево. Ну, думаешь, надо значит надо, а потом вдруг понимаешь, что тебя нагло обманули. И надо было не ГГ, а писателю (может а.л. добрать не мог, или левая пятка зачесалась).

5. Не менее раздражающим фактором становится обязательная боевая подруга/друг, к которому к середине повествования ГГ обязательно воспылает неземными чувствами. Момент предсказуемости вообще убивает почти весь интерес к романтике, как и отсутствие равнозначного треугольника.

6. Отдельно хотелось бы поговорить о названиях и именах. Мне на самом деле интересно, авторы, особенно русскоязычные, сами их произнести могут? И если да, то какие ассоциации у них вызывают их имятворчество? Ну как можно назвать героя Галаш? Ну Галошей ещё назови. А страны, язык заплетется в косичку, прежде чем произнесешь.


Уже хорошо, когда все эти шаблоны не встречаются в одной книге сразу, впрочем, если в аннотации уже рассказан весь сюжет, читать не захочется тоже, за редким исключением.

@темы: книги